Электронное обращение
Уважаемый посетитель!
На сайте унитарного предприятия «Беларустурист» предоставлена возможность гражданам и юридическим лицам направить электронное обращение в адрес компании. Воспользоваться можно только через раздел «Электронные обращения» путем заполнения форм (отдельно для граждан и юридических лиц), разработанных в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
К электронным обращениям могут прилагаться документы о результатах предыдущего рассмотрения обращений и других документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях. Допустимыми форматами прикрепляемых документов и (или) сведений в электронном виде: PDF, DOCX, DOC, TXT, JPEG, JPG.
Размер передаваемого файла не должен превышать 5 МБ.
Основные понятия, каналы поступления обращений
Электронное обращение — обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет (абзац 8 ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», далее — Закон № 300-З).
Электронный документ — документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абзац 16 ст.1 Закона № 113-З).
Документ в электронном виде — документ, информация которого представлена в цифровой форме и может представлять собой единый файл либо совокупность файлов (объектов хранения) и при необходимости содержать контрольные характеристики (абзац 7 п. 7 Правил № 20). Например, текстовый документ, созданный в текстовом редакторе Microsoft Word.
Основные каналы поступления электронных обращений в организацию:
- официальная электронная почта организации;
- специальный раздел на официальном сайте унитарного предприятия «Беларустурист».
В связи с этим электронными обращениями не являются, например, вопросы, оставленные в рубрике «вопрос-ответ» на сайте организации или на форуме.
Требования к оформлению электронных обращений
Электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным п. 1, абзацами 2-4 п. 2 либо абзацами 2-5 п. 3 ст.12 Закона № 300-З, а также содержать адрес электронной почты заявителя (часть первая п. 2 ст. 25 Закона № 300-З).Так, если электронное обращение в государственный орган направляет некоммерческая организация (учреждение), то необходимо приложить копию (скан) решения учредителя о назначении директора учреждения (приказ (распоряжение) о приеме на работу руководителя организации).
Если к электронному обращению не будет приложен документ, который подтверждает полномочия представителя заявителя, обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу (п. 2 ст.25 Закона № 300-З).
В таком случае в течение 5 рабочих дней заявителя письменно уведомляют об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения (п. 4 ст.15 Закона № 300-З).
Кроме того, электронные обращения не рассматриваются, если:
- не соответствуют установленным требованиям;
- отсутствует адрес электронной почты заявителя (п. 2 ст.25 Закона № 300-З)
- если с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
- поступления анонимных обращений - если такие обращения не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении;
- подачи замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений и не относящихся к деятельности организации (ИП), не касающихся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Персональные данные гражданина
Персональные данные — это основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо (абзац 24 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», далее — Закон № 455-З).
Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (ст.18 Закона № 455-З).
При подаче электронного обращения гражданин указывает не только свои персональные данные (Ф.И.О., адрес места жительства, адрес электронной почты), но и своих родственников, коллег (в зависимости от характера и содержания обращения).
Таким образом, без письменной фиксации факта согласия гражданина на обработку его персональных данных организация не может рассматривать обращение.
Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением (п. 4 ст.25 Закона № 300-З).
Срок рассмотрения обращений
Поступившее электронное обращение подлежит рассмотрению не позднее 15 дней со дня его регистрации. Если обращение нуждается в дополнительном изучении и проверке, то ответ на него должен быть дан не позднее 1 месяца с момента регистрации (п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).
При поступлении электронных обращений (при необходимости) может создаваться их бумажная копия, которая регистрируется в установленном для письменных обращений (распечатка поступивших электронных обращений не является обязательным требованием).
Электронные обращения (в том числе бумажные копии электронных обращений) после регистрации передаются на рассмотрение руководителю (пп. 7, 14 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786, далее — Положение № 1786).
Отзыв электронного обращения заявителей
Граждане и юридические лица имеют право отозвать свое электронное обращение. Для этого можно воспользоваться одним из способов:
- подать письменное заявление;
- направить заявление в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение (п. 3 ст.25 Закона № 300-З).
Требования к ответам на электронные обращения заявителей
Ответы на электронные обращения направляются как документ в электронном виде на адрес электронной почты заявителя, который был указан в электронном обращении (часть первая п. 5 ст.25 Закона № 300-З).
Ответы (уведомления) на электронные обращения подписываются руководителем или уполномоченными должностным лицом; оригинал остается в делопроизводстве организаций.